Большой обзор терминов типографики
Часть 1
Мы много говорим о шрифтах и используем много непонятных слов, поэтому мы решили создать полный список терминов, которые вы могли встречать в публикациях. Сейчас вы видите первую часть, посвященную основам типографики, а в следующей мы углубимся в детали символов и их особенности.
Что такое типографика?
Типографика — это всё, что связано с текстом в дизайне. Она включает в себя не только работу с большими объемами и короткими надписями, например, но и разработку шрифтов и символов.
Что такое шрифт?
Шрифт или начертание — набор символов определённого размера и рисунка, выполненный в единой стилистической и композиционной системе.

Гарнитура или семейство шрифтов — это набор шрифтов или начертаний, объединенных единым графическим стилем и характерными элементами. У каждой гарнитуры есть уникальное название.
Классификация шрифтов
Наборные шрифты — это шрифты, идеально подходящие для набора больших объемов текста. Они отличаются высокой удобочитаемостью благодаря сильному различию в изображении символов и минимальному количеству декоративных элементов.

Антиква — шрифты с засечками. Термин происходит от латинского слова antiquus, что означает «древний» введен итальянскими гуманистами.

Гротески или рубленые шрифты — шрифты без засечек и заметного контраста. Термин происходит от итальянского слова grottesco, что означает «причудливый» или «уродливый-комический». Впервые этот термин был использован в 1832 году Уильямом Тороугудом в каталоге шрифтов.

Ленточная антиква — это антиква без засечек, или гротеск с заметным контрастом, форма которой имитирует один из видов старинных антикв.

Антиква-гротески — это шрифты, находящиеся между гротесками и антиквами, и не принадлежащие полностью ни к одной из этих групп. Они имеют небольшие утолщения или острые засечки на концах штрихов.

Брусковые шрифты — шрифты с засечками с небольшим или вообще без контраста, где толщина засечек равна толщине штрихов символов.

Итальянские шрифты — шрифты с засечками с сильным обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи обычно шире, чем вертикальные.
Акцидентные шрифты — это шрифты, предназначенные для выделения текста, создания заголовков и других элементов оформления. Они отличаются от наборных шрифтов более декоративным характером и наличием дополнительных украшательных элементов.

Геометрические шрифты — это шрифты, состоящие из простых геометрических фигур, лишь отдаленно напоминающих традиционные символы.

Монументальные шрифты — это шрифты, характеризующиеся крупным размером, создают ощущение тяжелого веса и имеют небольшой внутренний просвет.

Текстовые шрифты — это шрифты, похожие на наборные, однако символы в них значительно модифицированы, поэтому большой текст, набранный этими шрифтами, будет сложно прочитать.

Орнаментальные шрифты — это шрифты, которые украшены орнаментом или основаны на нем. Текст, написанный этими шрифтами, больше похож на рисунок.

Рукописные шрифты — это имитация почерка или стиля письма, используемого в рукописных текстах. Они могут быть выполнены в различных стилях, таких как курсив, каллиграфия или даже имитация конкретного почерка.

Экспериментальные шрифты — это шрифты, знаки которых сильно отличаются по форме от традиционных символов.
Специальные шрифты — шрифты созданные для конкретных задач или носителей.

Например:

Трафаретные шрифты — шрифты с разделителями в символах, что позволяет осуществлять печать через трафарет или выполнять сквозную резку.

Пиксельные шрифты — шрифты для экранов с низким разрешением.

Неалфавитные шрифты — шрифты из специальных знаков, пиктограмм или картинок.
Начертания шрифтов
Прямые начертания — основные, обычно используемые для набора основного текста и характеризующиеся вертикальным расположением большинства основных штрихов знаков.

Наклонные или курсивные начертания обычно создаются в паре с прямыми начертаниями и имеют знаки, расположенные под углом относительно них. Эти шрифты часто используются для выделения, оформления дополнительного текста или цитирования.
Насыщенность — изменение начертаний от светлого (thin) до черного (black)
Ширина — изменение начертаний от узкого (narrow/condensed) до широкого (wide/extended)
Основные понятия типографики
Базовая линия — линия на которой «стоят» все знаки шрифта.

Верхний выносной элемент — часть строчной буквы, выходящая за пределы высоты строчных знаков.

Нижний выносной элемент — часть строчной буквы, выходящая за пределы базовой линии.

Асцендер — высота верхних выносных элементов, то есть это та высота, на которой выносной элемент заканчивается, также асцендер обозначает высоту заглавных букв.

Дисцендер — высота нижних выносных элементов, то есть это та высота, на которой выносной элемент заканчивается

Диакритический символ — знак, который добавляется к букве с целью обозначить изменение ее произношения или указать на какую-либо особую роль звука в данном слове. Они ставятся над буквой, под ней или пересекают её. Например, буквы Й и Ё.
Кегль — размер шрифта по вертикали, включая верхние и нижние выносные элементы.

Высота заглавных символов — высота от базовой линии до асцендера, без учета визуальной компенсации.

Высота строчных символов — это высота, равная примерно ⅔ расстояния между базовой линией и асцендером, определяет высоту строчных букв и может варьироваться в зависимости от шрифта, его особенностей и предназначения.

Интерлиньяж — расстояние между базовыми линиями соседних строк.
Кернинг — увеличение или уменьшение интервала между конкретными парами символов. Например, AV, WO, LY и др.

Трекинг — это увеличение или уменьшение плотности текста за счет изменения расстояния между всеми символами.
Выключка — это выравнивание набранного текста относительно боковых краев полосы или колонки набора.

Бывает:
  • флаговая по левому краю с неровным краем справа;
  • флаговая по правому краю с неровным краем слева;
  • по формату с двумя ровными краями;
  • по центру с двумя неровными краями.
Абзацный отступ — это отделение абзацев друг от друга с помощью отступа в первой строке. По стандарту он равен 10 мм или 4 символам.

Швейцарский абзац или слепая строка — это отделения абзацев друг от друга с помощью пустой строкой без отступа.

Буквица — это большая заглавная буква в начале текста, главы или раздела. Она может быть набрана тем же шрифтом, что и остальной текст, или специальным акцидентным шрифтом. Буквица может оставаться в текстовом блоке и сдвигать несколько строк в сторону, или выходить за пределы текстового блока.
Висячие строки — это конечная строка абзаца, которая находится в начале полосы или колонки и начальная строка абзаца, оказавшаяся в конце полосы или колонки. Висячие строки следует перенести к основному абзацу, или их количество увеличить до двух строк.
Висячие предлоги — это предлоги, которые остаются в конце строки, когда по смыслу относятся к слову в начале следующей строки. В типографике рекомендуется переносить предлоги на следующую строку.
здесь еще больше статей о шрифтах и графическом дизайне