Что торчит из шрифта.
Выносные элементы и не только
Главнейшая проблема дизайнера при работе с латинским и кириллическим алфавитами состоит в том, что последний режет глаз и вызывает не только визуальное отторжение, но и головную боль, тошноту и преждевременные схватки.
Может дело в «квадратности» нашего алфавита или в его забороподобности. Что ж, причин много и обо всех по порядку:

Сегодня мы рассмотрим одну из них — выносные элементы. В латинице практически половина символов имеет выносные элементы: из 26 строчных букв английского алфавита аж у 12 что-то есть. В Русском алфавите, наоборот, лишь 4 буквы имеют заметные выносные элементы: «б», «р», «у» и «ф». Особое внимание обратим на «д», «ц» и «щ», у них тоже есть свисающие выносные элементы, но они слишком малы, чтобы добавить динамики строке. Как следствие межстрочное расстояние в кириллическом наборе визуально свободнее по сравнению с латинским. Из-за чего строки напоминают прямые брусочки, забор, взгляду сложно за что-нибудь зацепиться и скорость чтения снижается.
Но не все славянские языки столь консервативны.

В сербском, помимо сдвоенных букв, есть такие символы, как «ђ», «ћ», «ј». В украинском найдется «г», которая тянет лапку, превращаясь в «ґ». В македонском еще одна «ц», более звонкая «џ».

Но особо интересна болгарица. Болгарский кириллический алфавит представляет собой самобытную смесь из прямой курсивной кириллицы, с налетом латинского алфавита, с его круглыми знаками и многочисленными выносными элементами. Для справки, эта модификация затрагивает следующие символы: «в», «д», «з», «ж», «к», «ц», «щ», «ю». Ее можно совместить с классической кириллицей, чтобы освежить дизайн и сделать композицию легче.

Рассмотрим, какие бывают выносные элементы и что вообще может торчать из строки, добавляя динамики.
Прямые выносные элементы
Они бывают верхними и нижними. В латинице они есть у большинства букв и,#nbspкак например, в строчной «l» выносной элемент выходит за асцендер, а#nbspв «t» может быть ниже него. В кириллице букв с видимыми прямыми выносными элементами всего две: «р» и «ф», причем о верхнем выносе «ф» часто забывают из-за#nbspчего символ становится неуклюжим.
Арочные выносные элементы
Эта форма образует форму арки или крючка. Ее можно найти в «f», «j» и «у». Первые два практически зеркально отражают друг друга. Здесь, кстати, применима визуальная компенсация, поэтому эти знаки выходят за линию выносных элементов.
Плечевые выносные элементы
Встречаются в символах «g» и «б». Самые необычные формы, которые дают огромный простор фантазии дизайнера. Они могут быть как прямыми, так и сильно изогнутыми. Выносной элемент «g» часто визуально напоминает символ «s».
Лапки
Это исключительно кириллическая фича. Интересно, лапки есть не только у строчных, но#nbspи у заглавных символов. В украинском алфавите есть «ґ», в этом случае лапка тянется вверх, но строить его стоит исходя из размеров «д», «ц» и «щ».
Диакритика
Дополнительные элементы у «ё», «й», «ќ», «ў» и др. не являются выносными — это диакритика. Её куда больше найдется в других, как латинских, так и кириллических алфавитах. Диакритические знаки есть и у строчных, и у заглавных символов. У первых они выравниваются по асцендеру, а у последних в той же пропорции выше линии заглавных.
Дополнительные символы
Скобки, запятые, слеши и разделительные линии также могут добавить необходимые акценты в дизайн. Не надо стесняться при необходимости сделать их более выразительными, вынося еще дальше за линии.
Минускульные арабские цифры
Такие цифры, хоть считаются устаревшими, могут украсить набор. Сами символы обычно чуть выше строчных знаков, а выносные элементы лучше выравнивать индивидуально для этого набора цифр, не стремясь дотянуть их до линий выносных элементов, если это не актуально.
В логотипах и заголовках особенно хорошо могут зайти дополнительные выносные элементы и заимствованные из других языков символы. Главное их использовать уместно и в меру.
Другие статьи смотреть все