Что хотел сказать Ян Чихольд в книге «Облик книги»
Специально для тех, кому лень или не времени читать книгу, мы выделили самые актуальные мысли и теперь рассказываем о них в статье.
Симметричная или асимметричная типографика?
На деле нет никакой симметричной типографики. Даже в центрированном тексте левая половина не является зеркальным отражением правой. То же касается и «симметричных» символов.
Типографика может стремиться к более центрированной или более динамичной композиции. Причем любой вариант может подойти, а может и нет — зависит от цели работы.
Пропорции страницы и полосы набора
Маленькие книги должны быть узкими, чтобы их было удобно держать в руках, а большие могут быть широкими так как лежат на столе. Квадратные книги трудно держать в руках, а на стоя полке она перекашивается вперед.
Можно высчитать гармоничную полосу набора с помощью чертежа. Но сегодня в программах верстки проще использовать принцип Розариво — деление высоты и ширины страницы на девять частей.
Деление страницы на девять частей не является единственно правильным. Если мы разделим страницу на двенадцать частей, то полоса набора будет больше, если на шесть частей — меньше.
Типографика титульного листа
Титульный лист должен соответствовать полосе набора книги. Не нужно боятся крупных кеглей. Главная строка должна быть по крайней мере на два кегля больше основного шрифта книги. Строгих правил тут нет, главное — это чувство формы.
Полосные иллюстрации
Полосу набора стоит сделать равной максимальному размеру иллюстрации издания, причем подпись тоже входит в полосу набора. Только у горизонтальной иллюстрации с широкими полями издания допустима подпись на полях.
Подписи располагаются под иллюстрациями. Можно ставить подписи на постоянной высоте, внизу полосы набора, но это получается только в определенных случаях. Меньшая иллюстрация располагается так, чтобы соотношение расстояния от иллюстрации до верхнего и нижнего края листа составляло 1:2 или 3:5.
Горизонтальные иллюстрации располагаются верхней часть к корешку. Исключение: 2 горизонтальные иллюстрации на одном развороте.
Абзацные отступы
Есть только один правильный, технически безупречный и при этом самый простой и экономичный способ отмечать начало абзацев — это абзацный отступ, обычно в одну кегельную (равен кеглю шрифта). Он может быть немного меньше, а в некоторых случаях немного больше.
Интерлиньяж
3 правила:

  • чем больше концевых строк и строк разной длины, тем больше должно быть интерлиньяж;
  • большой интерлиньяж предполагает широкие поля;
  • чем длиннее строка, тем больший нужен интерлиньяж.
При большом межстрочном расстоянии дыры между словами (выключка по формату) не так заметны, как при малом интерлиньяже. Важнейшее требование к хорошему набору — это цельность строки текста.
Примечания
Кегль примечания меньше кегля основного текста, но интерлиньяж такой же. Например: текст 10 пунктов и интерлиньяж в 12 пунктов, примечание — 8 пунктов и 12 пунктов. Между отдельными примечаниями на странице отбивка не нужна.
Висячие строки
Кегль примечания меньше кегля основного текста, но интерлиньяж такой же. Например: текст 10 пунктов и интерлиньяж в 12 пунктов, примечание — 8 пунктов и 12 пунктов соответственно. Между отдельными примечаниями на странице отбивка не нужна.
Корешок книги
Все брошюры объемом больше 64 страниц, даже каталоги и журналы с прямым корешком должны обязательно иметь на нем титульные данные. Книга толщиной около двух сантиметров без названия на корешке кажется по крайней мере недоделанной.
Оформление книги
Обложка книги, форзацы, капитальная лента, ляссе и окрас обреза должны гармонировать с книжным блоком. Все элементы собираются в единую цветовую и концептуальную композицию.
Суперобложка
Суперобложка книги — это своего рода рекламный плакат. Это не настоящая часть книги, поэтому ее графическая форма не обязательно должна соответствовать оформлению самой книги. Там можно указать дополнительную информацию, отзывы и рекламу.
здесь еще больше статей о шрифтах и графическом дизайне